Оси полуприцепов

осьПолуприцепы грузовиков — весьма разнородное племя. Их существует не меньше пятисот видов — от тентов и рефрижераторов до зерновозов и молочных цистерн. Но почти все полуприцепы, за редким исключением, «ниже пояса» выглядят одинаково.
Но у подавляющего большинства прицепов и полуприцепов оси выглядят одинаково. Это же касается их подвески. Кстати, обычно оси подвески на фуре — от одного производителя. Основных производителей немного — BPW, SAF, ROR, Schmitz, Fruehauf, Gigant, Mercedes. Остальные бренды, как правило, используют эти же компоненты при производстве.

Ступицы

Ступицы
Когда говорят про ось, как про узел, то обычно включают в него также ступицы и тормоза. Сама ось представляет собой стальную трубу круглого или прямоугольного сечения — зависит от предпочтений производителя.

Ступицы современных полуприцепов вращаются на конических роликовых подшипниках — в отличие от шариковых, у них куда большая несущая способность. Но если шарикоподшипники не требуют обслуживания и регулировок, то у конических роликовых подшипников из-за естественного износа в процессе эксплуатации со временем появляется осевой зазор, который необходимо «выбирать». Поэтому в ступицах обязательно предусмотрены регулировочные устройства. Стоит сказать, что срок службы подшипника зависит в первую очередь от правильности момента затяжки ступицы, целостности уплотнений и наличия смазки.

Сейчас можно встретить ступицы двух видов — типа «ромашка» и блок-ступицы. «Ромашки» дешевле и более ремонтопригодный — можно купить отдельные детали этого узла. Блок-ступицы стоят дороже, но более надежны и дольше служат. Меняются они только в сборе, но это упрощает и ускоряет обслуживание.
Ступицы
Встречаются оси с поворотными колесами. Не стоит путать их с поворотными осями, стоящими на прицепах — в этом случае весь мост может вращаться вокруг вертикальной оси на шкворневом поворотном круге. На полуприцепах же установленный гидропривод позволяет поворачивать только колеса, установленные на поворотных кулаках. Это улучшает маневренность грузовика. Увы, в российских условиях поворотные механизмы часто закисают, после чего многие автопредприятия предпочитают не ремонтировать их, а заварить кулаки, превратив ось из поворотной в обычную.

Колпак ступицы может включать в себя одометр, который позволяет владельцу контролировать пробег полуприцепа, следить за интервалами обслуживания.

Расходные материалы для ступиц — подшипники, кольца, сальники, крышки.

Тормоза

тормоза
В настоящее время примерно одинаково распространены как барабанные, так и дисковые тормоза. Дисковые, разумеется, более перспективны — конструктивно они проще, легче обслуживаются, лучше сочетаются с современной электроникой (ABS, EBS), а также лучше охлаждаются. К плюсам барабанных тормозов стоит отнести меньшую (в 3-4 раза) стоимость колодок и их больший ресурс.
В любом случае тормоза приводятся в действие рабочим цилиндром, состоящим из тормозной камеры и энергоаккумулятора. Последний может стоять только на одной из трех осей полуприцепа. Шток цилиндра воздействует на рычаг со шлицами — т.н. трещотку, которая поворачивает тормозной вал, который, в свою очередь, раздвигает колодки в барабане. В стандартных 22,5-дюймовых колесных дисках обычно стоят барабаны диаметром от 320 до 400 мм.

С износом тормозных колодок и барабана зазор между ними увеличивается. Уменьшается зазор поворотом трещотки, они бывают механические или автоматические. Трещоток на каждой оси стоят две и они меняются достаточно часто, особенно с автоматической регулировкой — у таких от плохих условий эксплуатации закисают и ржавеют механизмы.

Дисковые тормоза устроены проще — суппорта сжимают тормозной диск колодками. Стоящий на оси рабочий цилиндр соединен с суппортами тормозными шлангами.
Тормаза
На многих современных прицепах стоит антиблокировочная система тормозов ABS, или ее вариант с электронным управлением — EBS. Стоит сказать, что EBS на полуприцепе будет функционировать, даже если на тягаче стоит обычная пневматическая ABS – в этом случае питание системы будет осуществляться через кабель ABS, а необходимую дополнительную информацию система EBS самостоятельно получит с датчиков, стоящих на колесах полуприцепа. В случае отказа электроники тормозная система не утратит работоспособности.

Расходными элементами тормозной системы полуприцепа являются тормозные накладки, колодки, барабаны, диски, сальники, подшипники. Существуют также различные ремкомплекты. При износе тормозных барабанов их возможно проточить и использовать более толстые, ремонтные накладки колодок. Тормозные диски не протачивают.

Оси

os
Зачастую можно увидеть полуприцепы, стоящие на двух или даже на одной оси. Многие водители считают наличие средней или передней оси некритичным и при поломке каких-то узлов на одной из осей, разбирают ее на запчасти. Действительно, прицеп будет передвигаться и на двух осях. Более того, на пустом прицепе это практикуется совершенно официально — подъемная ось («ленивец») позволяет экономить резину и топливо.

Еще один нюанс — в Европе и США традиционно разный подход к дальнобойному делу. На европейских полуприцепах оси расположены намного ближе к тягачу. У европейского тягача две оси, у американского их обычно три. Таким образом, американский полуприцеп на европейском тягаче гарантированно даст сильный перегруз ведущей оси. Рекомендовано с тягачом европейского производства сочетать только европейский полуприцеп.